Где купить кондиционер

Прошлое лето с его аномальной жарой стало поворотным для российского климатического бизнеса. Уже в середине июля в Москве невозможно было купить вентилятор даже с переплатой в несколько раз, а очередь на установку кондиционеров растянулась до осени. Хотя в 2011 году синоптики не прогнозируют погодных аномалий, цены на климатическое оборудование уже местами побили прошлогодние рекорды.

Для того чтобы узнать, с чем это связано и стоит ли вновь ожидать острого дефицита кондиционеров в стране, корреспондент ТПП-Информ обратился к экспертам этой отрасли. На вопросы ответил директор по маркетингу одного из крупнейших дистрибьюторов климатической техники в России ТД «Белая гвардия» Алексей Евдокимов.

– Как известно, жара 2010 года привела к небывалому взлету объемов продаж кондиционеров. Как обстоит дело в этом году?

– Действительно, во второй половине лета 2010 года, когда в Центральной России стояла аномальная жара, спрос на климатическую технику был очень высоким. Пик ажиотажного спроса в прошлом году пришелся на конец июля и август. При этом все уже забыли о том, что еще в мае и июне 2010 года дистрибьюторы продавали отдельные модели кондиционеров практически с нулевой рентабельностью только для того, чтобы не уйти со стоками оборудования на конец года.

Поэтому ситуация, которая сложилась в конце прошлого лета, – чрезвычайная, связанная с аномальными температурами и дефицитом оборудования. В августе 2010 года продажи были высокими, но ограничивались наличием оборудования у дистрибьюторов, поэтому продажи взлетели только у тех, у кого оказалось оборудование в наличии. А таких компаний на рынке было немного.

В 2011 году цены на климатическую технику серьезно выросли. Бытует мнение, что рост произошел только из-за алчности продавцов кондиционеров, которые хотят нажиться на конечном покупателе. На самом деле это не так. Например, что касается кондиционеров эконом-сегмента, который в основной своей массе производится в Китае, то надо учитывать, что заводы-производители подняли цены на свою продукцию за последний год более чем на 40 %. Таким образом, техника, попавшая на рынок в 2011 году, изначально дороже техники, которая поставлялась в 2010 году.

Кроме того, не надо забывать, что позади у нас с вами несколько лет кризиса, когда многие компании из различных отраслей, в том числе климатические, обанкротились. В 2008–2009 годах, в самый пик кризиса, лето было прохладным, и климатические компании снизили цены до уровня рентабельности только для того, чтобы выжить. Поэтому в дополнение к повышению цен со стороны заводов-производителей в отрасль вернулась рентабельность.

Спрос на кондиционеры в начале 2011 года действительно очень высок, но ажиотажным его назвать нельзя. В настоящий момент любой человек, который хочет купить кондиционер, может сделать это без особых проблем, если речь, конечно, не идет о каких-то дорогих моделях японских брендов.

В июне дилерские и розничные цены на кондиционеры должны стабилизироваться и вряд ли будут активно расти в дальнейшем, если не случится повторение аномальной жары.

– В этом году отмечены конфликты между дилерами и дистрибьюторами, связанные с постоянными повышениями цен со стороны последних и нехваткой оборудования. Как вы можете прокомментировать эту ситуацию?

– Действительно, дистрибьюторы кондиционеров в 2011 году несколько раз повышали цены на свою продукцию. Это, прежде всего, связано с повышением закупочных цен со стороны заводов-производителей для самих дистрибьюторов. Поэтому, как следствие, компании-поставщики были вынуждены повысить отпускные цены для дилеров. Что вызвало недовольство со стороны последних, так как такая ситуация возникла впервые. Ранее цены, как правило, устанавливались в начале года и не менялись. Ключевое значение в данном вопросе имеет сама методика повышения цен.

Например, наша компания в текущем году повышала цены несколько раз, что всегда было связано с ростом себестоимости продукции, и мы выполнили свои обязательства и сохранили цены по ранее заключенным контрактам с дилерами. Что касается нехватки оборудования, то дефицит в настоящий момент существует только по моделям японских марок и инверторам.

Исторически основным рынком сбыта для данной категории товара являлась Москва, и доля дорогих кондиционеров в течение последних лет постоянно снижалась. Поэтому после прошлогодней аномальной жары и значительного повышения спроса в Москве дистрибьюторы оказались не готовы удовлетворить спрос. Но многих конфликтных ситуаций можно было бы избежать, если бы все компании-поставщики предоставляли дилерам корректную информацию по срокам поступления оборудования и не брали деньги за товар, которого фактически у них нет.

– Газета «Коммерсант» приводит мнение эксперта-аналитика, цитирую: «Учитывая объемы, заказанные на 2011 год, результатом станут огромные запасы нераспроданного оборудования: на рынке могут оказаться около полумиллиона лишних только сплит-систем, а общий объем стока составит около 800-850 тыс. единиц техники». Согласны ли вы с этим мнением?

– После жаркого лета 2010 года многие компании-поставщики значительно увеличили объемы поставляемого оборудования. В настоящий момент продажи идут достаточно активно, и все завозимое оборудование продается. Рынок в этом году однозначно вырастет, а размер стоков, которые образуются по итогам года у дистрибьюторов, будет зависеть от двух факторов: во-первых, от того, насколько жарким будет лето и, во-вторых, от того, захотят ли рисковать дистрибьюторы, размещая новые заказы на оборудование с приходом в Россию в конце лета. Остатки на рынке, скорее всего, будут, но спрогнозировать их размер сейчас очень сложно.

– Каковы основные тенденции на климатическом рынке в России? Есть ли определенные предпочтения у россиян, на какие модели активнее растет или падает спрос по сравнению с предыдущими сезонами?

– В сложившейся ситуации основным фактором роста продаж кондиционеров является резко возросший спрос со стороны частных клиентов, которые не хотят повторения условий, в которых им пришлось пережить прошлое лето. Поэтому основным спросом в данный момент пользуются модели мощностью до 3,5 кВт (7000, 9000, 12 000 BTU).

Это кондиционеры, которые по мощности подходят для абсолютного большинства квартир. При этом на более мощные модели кондиционеров такого спроса не наблюдается. Что касается предпочтений по маркам и дополнительных функций оборудования, то наблюдается повышение спроса на инверторные модели, а также клиенты больше внимания стали уделять встроенным системам очистки воздуха, которые имеет кондиционер. В остальном большинство потребителей действуют исходя из своих финансовых возможностей.

Анастасия Казимирко-Кириллова,
ТПП-Информ

 
Рейтинг@Mail.ru
Система Orphus